TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

Промышленность Севастополя уперлась в потолок роста

Источник «ForPost» / фото - «pixabay.com» 29.12.2020 19:00
Промышленность Севастополя уперлась в потолок роста Где искать выход из сложившегося положения?

Севастопольская промышленность после нескольких лет быстрого роста, начавшегося после присоединения Крыма к России, в 2020 году пережила серьезный спад – по темпам снижения промпроизводства Севастополь оказался среди худших регионов России. Между тем уходящий год был отмечен рядом новых инициатив городских властей, связанных с индустриальным развитием Севастополя.

Основную ставку привычно планируется делать на такие отрасли, как судостроение и судоремонт, где сейчас начинается новый этап инвестиций в модернизацию основных предприятий. Но вопрос о том, каким должно быть место промышленности в экономике Севастополя, по-прежнему открыт и рождает диаметрально противоположные мнения.

Провал или коррекция?

По итогам 11 месяцев падение промышленного производства в Севастополе составило 12,9% к январю-ноябрю 2019 года. По этому показателю Севастополь, как следует из данных Росстата, оказался на третьем от конца месте среди регионов России, хуже ситуация в промышленности только в Костромской области, Приморском крае и хронически депрессивной Тыве.

В целом по России индекс промышленного производства за 11 месяцев 2020 года оказался на уровне 97% к тому же периоду годом ранее, то есть спад в индустрии составил 3%. При этом в 34 регионах статистика зафиксировала промышленный рост. На юге России к ним относятся Ростовская область, Ставропольский край, почти все республики Северного Кавказа, а также Республика Крым, где промпроизводство в январе-ноябре прибавило 0,5%. На фоне обвала промышленности в Севастополе даже этот скромный рост выглядит немалым достижением.

Детальная картина пока не вполне понятна, поскольку в оперативном докладе Крымстата за 11 месяцев приведены данные далеко не по всем видам промышленной продукции, которая производится в Севастополе. Из опубликованных показателей видно, что за этот период почти на 7% сократилась выработка электроэнергии, на 5% упал выпуск минеральных вод, на 4% снизилось производство хлебобулочных изделий. В то же время статистика зафиксировала рост в полтора раза производства мороженой рыбы, положительная динамика отмечена и в таких сегментах, как производство колбасных изделий и производство бетона – в последнем случае в 1,9 раза.

Но бить тревогу в связи с двузначным падением промышленности Севастополя в 2020 году пока преждевременно, поскольку в предшествующие годы она показывала рост такими же двузначными темпами. По итогам 2019 года индекс промпроизводства в Севастополе составил 113,4% (при этом обрабатывающие производства увеличили выпуск на 29%), а в 2018 году промышленность выросла более чем на 29%, и это был один из лучших результатов в России.

Таким образом, нынешний спад можно считать коррекцией после быстрого скачка, но в дальнейшем многое будет зависеть от действий севастопольских властей, которые в 2020 году не раз давали понять, что видят именно за промышленностью будущее экономики города.

Перезревшие решения

В июне по распоряжению губернатора (на тот момент еще в ранге врио) Михаила Развожаева в Севастополе был учрежден региональный Фонд развития промышленности. Его появление было обосновано высокой потребностью предприятий города в заемных средствах с низкой процентной ставкой и в достаточном для промышленности объеме – суммы займов для заводов объявлены в объеме 20–200 млн рублей под 1–5% годовых на срок до пяти лет. Фонд будет участвовать в софинансировании местных проектов вместе с федеральным бюджетом в соотношении 10/90 %.

Теоретически это должно поддержать инвестиционную активность в севастопольской промышленности, которая в 2020 году резко снизилась. По данным Крымстата, за девять месяцев в обрабатывающие производства города было вложено всего 138,9 млн рублей – более чем на 50% меньше показателя за три квартала 2019 года, а в общем объеме инвестиций, которые получили за указанный период экономика и социальная сфера Севастополя, это жалкие 3%.

В то же время решение о создании в Севастополе собственного промышленного фонда выглядело явно запоздавшим – впрочем, не по вине нынешних властей города. Процесс создания региональных фондов развития промышленности (ФРП) для более активного взаимодействия с аналогичной федеральной структурой при Минпромторге РФ начался еще в 2016 году.

Можно только догадываться, почему возглавлявший тогда Севастополь выходец из этого министерства Дмитрий Овсянников не озаботился появлением в городе собственного промышленного фонда (в Республике Крым, кстати, такой фонд появился еще весной 2019 года). Не появилось при Овсянникове у Севастополя и никаких проектов по линии федерального ФРП.

Явно перезрели и планы по созданию в Севастополе индустриального парка на территории мусоросжигательного завода «Гераклид». Об этом проекте говорится с 2014 года, первоначально строительство промпарка в рамках крымской ФЦП планировалось начать в 2018 году, но сроки постоянно сдвигались, а потенциальные инвесторы уходили. Как сообщала в ноябре 2019 года заместитель губернатора Севастополя Мария Литовко, от первоначальных ожиданий привлечь в индустриальный парк 6,5 млрд инвестиций остались подтвержденные заявки всего на 629 млн рублей.

Тогда же прозвучал и новый срок сдачи объекта – 2021 год, однако за прошедшие месяцы строительство так и не началось. В середине декабря АО «Севастопольстройпроект», принадлежащее правительству города, объявило очередной конкурс на создание индустриального парка стоимостью более 132 млн рублей, его победитель должен завершить работы к середине июня следующего года.

Справедливости ради следует отметить, что в Республике Крым процесс создания индустриальных парков в Феодосии и Бахчисарае тоже движется со скрипом. Первый из них планируется построить к осени 2021 года, второй находится на этапе проектирования.

Вечные надежды судостроения

2020 год был отмечен и рядом новых деклараций относительно будущего такой ключевой отрасли севастопольской промышленности, как судостроение и судоремонт. Основным контекстом этих высказываний было вхождение Севастопольского морского завода в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), оформленное в октябре указом президента России.

После преобразования Севморзавода из ФГУП в акционерное общество он получит до 5 млрд рублей на обновление производственной базы, что позволит выполнять сложные заказы, сообщил в начале года Михаил Развожаев. А в июне президент ОСК Алексей Рахманов анонсировал планы по созданию производственного объединения судостроительных и судоремонтных активов, которое в перспективе будет включать пять площадок: Южный Севастополь, Северный Севастополь, Инкерман и две площадки 13-го судоремонтного завода Черноморского флота. Последнее предприятие, выступающее единственным исполнителем гособоронзаказа по ремонту кораблей ЧФ, также будет акционировано и включено в состав ОСК.

Однако пока севастопольские предприятия полноценно способны выполнять только работы по судоремонту, а масштабные заказы в сфере судостроения по-прежнему остаются делом некоего постоянно откладываемого на потом будущего. Заместитель директора департамента судостроительной промышленности Минпромторга РФ Константин Анциферов на проходившем в Севастополе в октябре морском бизнес-форуме SIMBF предложил местным предприятиям «начать с простейшего», например, с производства буксиров, и осваивать мелкосерийное производство.

В ходе сентябрьского визита в Севастополь Алексей Рахманов заявил, что сейчас ОСК видит Севморзавод основной базой для ремонта и модернизации кораблей в Крыму, что позволит обеспечить загрузку предприятия на следующие пять-семь лет. Кроме того, прорабатываются и идеи по размещению на заводе и гражданских заказов, в частности, по продолжению серии строительства крановых судов (первый из них был спущен на воду в октябре 2019 года, затем началось строительство двух плавучих кранов грузоподъёмностью 400 и 700 тонн).

В свою очередь, власти Севастополя не теряют надежду на размещение заказов на строительство судов для рыбного флота и туристических нужд. Однако расширение компетенций в судостроении зависит прежде всего от дальнейшей модернизации мощностей севастопольских заводов уже в структуре ОСК, а это еще несколько лет в режиме ожидания.

Какая промышленность нужна Севастополю?

Стремление властей города сделать промышленность одним из ключевых сегментов его экономики становится более понятно, если взглянуть на структуру прибыли предприятий Севастополя. По данным Крымстата, за девять месяцев 2020 года ее общий объем составил 2,1 млрд рублей, и почти половина (около 931 млн рублей) пришлась именно на промышленность. При этом доля промышленности в общем объеме убытков севастопольской экономики относительно невелика – порядка 13%.

В сравнении с прошлым годом прибыль промпредприятий Севастополя за девять месяцев выросла на 45%, а убытки, наоборот, сократились на четверть. Правда, доля прибыльных организаций в промышленности не слишком высока – 54,5% в целом и 61,5% в обрабатывающем сегменте.

То обстоятельство, что основным потенциальным заказчиком севастопольской промышленности – прежде всего судостроения и судоремонта – является государство, создает для нее значительный запас прочности, считает экономический обозреватель, редактор портала «СОНАР-2050» Иван Лизан. Поэтому, по его мнению, отыграть падение в 2020 году промышленность Севастополя способна достаточно быстро – в сфере услуг и в целом в частном бизнесе нынешняя ситуация куда хуже.

«Идея-фикс многих жителей приморских городов – отказ от промышленности и превращение их городов в аналог курортов Западной Европы, – отмечает Лизан. – Но Россия не Европа: не тот климат, меньшая концентрация историко-культурных ценностей, да и геополитическая обстановка другая. Поэтому основой экономики Севастополя действительно должна быть промышленность, в частности, судостроение, судоремонт, производство узлов и агрегатов для судов, инструментов и оборудования. Никакой альтернативе промышленности в мире, который раскалывается на экономические зоны, скатываясь к протекционизму, нет. Тем более в России, где за последние пять лет начала формироваться новая промышленная политика. Впереди у России «национализация» флота – перевод его под флаг России и долгий процесс импортозамещения иностранных судов: пока мы успешно строим корпуса для гражданских судов и военные суда, но корпус – это не всё судно».

Поэтому, полагает Иван Лизан, властям Севастополя нужно быть очень активными участниками федеральных программ и лоббировать размещение заказов в городе и создание различных производств. Для этого в России уже созданы различные правовые механизмы, такие как специнвестконтракты (СПИК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Но есть и совершенно иное мнение о перспективах севастопольской индустрии. Стратегически, считает уроженец города-героя, генеральный директор консалтинговой компании «ИнфраПроекты» Алексей Безбородов, Севастополю надо уходить от промышленности.

«Конечно, судоремонт и другие производства, связанные с морским портом, так или иначе необходимо сохранять, но без особых надежд на то, что они будут тянуть за собой экономику города, – поясняет он. – Исторически Севастополь никогда не был городом большой промышленности, и сегодня наиболее логично выглядит последовательная ориентация его экономики на сервисные отрасли, в том числе, кстати, и на обслуживание флота. Сейчас из всех промышленных предприятий относительно уверенно чувствуют себя только заводы, имеющие отношения к Алексею Чалому, а остальные если и работают, то давно требуют модернизации мощностей».

Еще одна проблема, продолжает Безбородов, заключается в том, что промпредприятия Севастополя сложно вынести за пределы города в силу отсутствия подходящих территорий. Развитие новой промзоны в формате индустриального парка вдоль Камышового шоссе с логистикой вокруг станции «Севастополь-2», по мнению эксперта, действительно выглядит перспективным начинанием, но для этого сначала надо создать инфраструктуру, под которую будут привлекаться инвесторы.

Кроме того, нужно еще учитывать и тот момент, что в Севастополе объективно существует дефицит трудовых ресурсов для промышленности – рабочий класс там никогда не был особенно многочисленным, а приглашать людей из других регионов будет очень сложно. Определенные перспективы содержит идея развития винодельческого кластера, но эту отрасль сложно назвать промышленностью в классическом смысле – она больше тяготеет к сельскому хозяйству и туризму, большой занятости она не создаст, тем более что в современном виноделии собственно производством занимается небольшая часть персонала, а остальные – это специалисты по маркетингу, приему гостей и т.д.

«В конечном итоге все упирается в отсутствие нормального комплексного плана развития города с учетом его территориальной специфики, – резюмирует Алексей Безбородов. – Географически Севастополь город для России уникальный, аналогичная пространственная организация есть только у Волгограда и еще нескольких больших городов. План развития должен быть оригинальным, а не основанным на неких лоббистских усилиях, как сейчас. В итоге тот же флот претендует на новые территории, хотя экономическая логика подсказывает, что эти амбиции надо активно ограничивать. Поэтому планы загрузить то же судостроение заказами должны зависеть от того, насколько успешно будут реализованы пилотные проекты».
Новость на сайте «ForPost» / Севастополь / 2020-12-29T19:00:00+03:00 / 107
Другие новости / Севастополь
Севастополь
При реконструкции «Ракушка» максимально сохранят ее исторический вид
26.02.2021 18:14
При реконструкции «Ракушка» максимально сохранят ее исторический вид
Севастопольское телевидение
Севастополь
Севастопольских школьников учат защищаться в сети «Интернет»
24.02.2021 18:49
Севастопольских школьников учат защищаться в сети «Интернет»
Правительство Севастополя
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405