TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

Реплика. Херсонес, каким мы его помним и любим, умер

Источник «ForPost» / фото - «sevastopol.su» 25.10.2020 12:50
Реплика. Херсонес, каким мы его помним и любим, умер Депутат Вячеслав Горелов о происходящем в Древнем городе.

В мае 2018 года на сайте ForPost была опубликована статья «Прощай, Херсонес». Она вызвала весьма оживлённую дискуссию среди севастопольцев.

Прошло более двух лет. Ныне происходящее на Херсонесе показывает, что автор был прав.

Херсонес, каким мы его помним и любим, умер.

Его очарование осталось в фотографиях Югансона, в картинах севастопольских художников, в памяти тех, кто многие годы проводил раскопки, купался в ночном и утреннем море, бродил по тропинкам среди седых развалин, напоминающих о вечности. Его культурно убили приехавшие в город чиновники от культуры.

Кстати сказать, в 2014 или в 2015 году тогдашний губернатор города Сергей Иванович Меняйло подписал указ о создании в Севастополе объединённого городского музея, в который входили Музей героической обороны и освобождения Севастополя и Музей-заповедник «Херсонес Таврический». Сергей Иванович порой совершал ошибки, но это его распоряжение, как мне представляется, было безупречным.

Помните, чем это всё закончилось?

Если нет, я напомню: протестами со стороны научных сотрудников. Потом из Москвы приехал какой-то высокопоставленный поп, и музейные работники на совещании в кабинете директора Херсонеса верещали – как же так, мы такие заслуженные, мы такие великие, у нас открытия мирового уровня, мы согласны только на федеральный статус.

Теперь я хотел бы спросить тех самых сотрудников и учёных – часть из них уже уволена, другая часть уволилась сама, а оставшиеся трудятся, чертыхаясь и порой взывая о помощи: что вы чувствуете при виде разрухи на Историческом бульваре и озаборенного комплекса на Сапун-горе, при виде того, в какой балаган превратили наш и ваш Херсонес? Вы по-прежнему уверены в тогдашней своей правоте?

Теперь возникает вопрос, как противостоять тому, что происходит на территории Херсонесского городища?

Можно было бы обратиться в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО. Но опыт обращения в эту высокую комиссию уже был. Кажется, по вопросу возведения в Херсонесе оперных и иных строительных конструкций. Присланный файл переправляю редактору сайта с разрешением напечатать без указания фамилии отвечающего. Это письмо в комментариях не нуждается.

Суть, с моей точки зрения, такова: руководство музея делает то, что считает правильным в соответствии со своим грубым чиновно-варварским представлением о прекрасном. И вряд ли это, строго говоря, соотносится с концепцией развития музея. Она была рассмотрена на коллегии Минкульта РФ в феврале 2017 года, опубликована на сайте – можно попытаться найти в ней упоминания про оперные конструкции и смотровую площадку. Может быть, вам удастся – я не нашёл.

При этом правомерность своих деяний музей-заповедник объясняет результатами государственных историко-культурных экспертиз (ГИКЭ), которые проводят эксперты, аттестованные Минкультом РФ. Таким образом, Минкульт РФ через посредство своих же экспертов благословляет происходящее на территории музея-заповедника, подведомственного Минкульту же.

Соотносится ли «происходящее» с требованиями Хартии ИКОМОС? – Мне кажется, соответствует слабо (хотя ссылка на ИКОМОС в упомянутой концепции имеется).

Например, один из семи принципов Хартии ИКОМОС провозглашает охрану материальных и нематериальных ценностей достопримечательных мест в их естественной среде, в их культурном и социальном контексте.

Естественная среда Херсонеса разрушена циклопическими постройками – сценами и помостами, а также убогими фонарями и смотровыми площадками. Культурный и социальный контексты исторической среды не учитываются от слова «совсем» – никакого отношения оперные арии и балетные представления к античной и средневековой истории Херсонеса не имеют.

Попутно хочу напомнить, как деликатно и точно работали в Херсонесе артисты театра имени Бориса Лавренёва, как органично и естественно эти постановки воспринимались среди древних стен и на сцене античного театра…

Обращаться в прокуратуру бесполезно тоже, потому что по формально-юридическим признакам нарушений, скорей всего, нет: директор музея покажет акт ГИКЭ, содержащий подписи экспертов.

Мне кажется, у города, включая депутатский корпус, нет практических рычагов, чтобы влиять на действия учреждения, имеющего федеральный статус. Федеральные чиновники, назначаемые Минкультом на руководство музеями – Мельникова, Мусиенко, Морозова – лучше нас понимают, какой именно светоч разума надо нести в Севастополь.

Точка невозврата была пройдена тогда, когда Сергей Меняйло отменил своё распоряжение о создании объединённого музея, имеющего городское подчинение.

И мне порой жаль, что история не знает сослагательного наклонения.
Новость на сайте «ForPost» / Севастополь / 2020-10-25T12:50:00+03:00 / 165
Другие новости / Севастополь
Севастополь
В Севастополе проверят работающие по ночам увеселительные заведения
23.11.2020 14:50
В Севастополе проверят работающие по ночам увеселительные заведения
Севастопольское телевидение
Севастополь
В Севастополе открылся центр управления регионом
20.11.2020 15:01
В Севастополе открылся центр управления регионом
Вести Севастополь
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405