TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

В крепости "Керчь" появятся новые маршруты

Источник «allKerch» / фото - «allkerch.com» 22.05.2012 09:14
В крепости "Керчь" появятся новые маршруты По мнению руководителя объекта, памятник оборонительного зодчества, который получил статус Национального, во многом не востребован, он мог бы рассказать и показать посетителям уникальные объекты, расположенные в своей исторической зоне. Это: Минский и Виленский люнеты, форт, береговые укрепления, Лабораторная балка, Минный причал, подземные сооружения, два античных поселения, три кургана, подводный грязевой вулкан и другое.

История
По окончании Крымской войны, когда город Керчь был легко захвачен, из-за того, что не было мощных укреплений на его подходах, и как результат - вражеские войска могли смело хозяйничать в Азовском море и было прервано важнейшее водное снабжение Севастополя, - Александр II решает построить оборонительные укрепления. Цель объектов: охранять подступы к Керчи, как с моря, так и с суши, для того, чтобы вражеские войска не смогли получить «ключ» к Азовскому морю. Керчь становится главным пунктом обороны. Здесь решалась судьба азовского побережья, Крыма и Кубани. Александр II направляет в Керчь генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана , который по возвращении, предлагает укрепить Павловскую батарею 41 пушкой. Но правитель решает вчетверо увеличить мощь укреплений, построив на оконечности Тузлы и на отмели возле Ак-Бурунского мыса два форта на 130 орудий.
В 1859 году, проектирование крепости поручается генерал-адъютанту ЭдуардуТотлебену. Решение о строительстве крепости было военной хитростью. По договору, России запрещалось иметь крепости на берегах Черного моря, однако этот объект располагался по берегу Керченского пролива, что не противоречило требованиям победителей Крымской войны. Строили тогда очень быстро, сооружение было возведено за 20 лет, с 1857 по 1877 годы, без цемента и бетона. А вот если бы крепость строили сейчас, то потратили бы на это 300 лет. Обошлось строительство казне в 12 миллионов рублей. Рабочим платили один рубль в день, причем, в то время существовала норма кладки определенного количества камня – запрещалось класть больше нормы. Это делалось для того, чтобы рабочие работали не быстро, а качественно. Крепость – Керчь называют детищем Тотлебена: здесь он воплотил свои уникальные идеи военного строительства. Дело в том, что наблюдая за боями, Эдуард Тотлебен заметил, что очень много гибнет русских солдат, не на поле брани, а просто передвигаясь либо обслуживая орудия. Он решил построить крепость так, чтобы все сооружения были скрыты, солдаты могли без риска передвигаться по территории и враг не мог их видеть. Тотлебен расположил соединения между объектами так, что боеприпасы, орудия и даже бочки с водой свободно перемещались в зоне крепости небольшими льшадьми и были абсолютно не видимы для врага. 80% построек расположены под землей – захватить крепость было невозможно. Тотлебен строит Минный причал – это искуственная насыпь, к которой подвозились морем боеприпасы. Для того, чтобы перевести мины в крепость, была сооружена первая в Крыму железная дорога – она шла вдоль бухты и работали на ней тягловые лошади. Дорога не сохранилась до наших дней, а вот причал с минной стенкой и пятью огромными стволами 60-фунтовых пушек, которые вмонтировали в причал для швартовки катеров – прекрасно сохранился до сих пор.
Юрий Белик рассказывает о том, что Тотлебен сделал так, что вражеские корабли стали проходить прямо у берегов крепости и являлись прекрасной мишенью для скрытых береговых батарей. Дело в том, что гладкоствольные пушки могли стрелять лишь не небольшое расстояние, и инженер приказал отвозить на лодках и сбрасывать в море оставшиеся от строительства камни и землю, ближе к косе Тузла. Таким образом, он подвинул фарватер ближе к крепости, кстати – этим проходом пользуются до сих пор все суда.
Рассказал Юрий Леонидович о больших пороховых погребах, потернах – подземных проходах и показал единственные сохранившееся ворота времен Тотлебена – сооруженные без сварки, на заклепках и одной поворотной петле. Открыть, сломать либо выбить клепки - невозможно. Разрушить ворота можно только полностью – подогнав танк и стреляя по ним прямым попаданием. Поведал заведующий об мраморных табличках, с надписями религиозного характера и напутствиями воинам царской семьи. Во время Советов – все они были уничтожены, находят лишь фрагменты. Показал холм с находящимся сейчас на нем поклонным крестом, а ранее на этом месте находилась часовня Петра и Павла, которая тоже была разрушена при советской власти.

Великая Отечественная
По словам Юрия Белика, крепость выстояла и в годы оккупации. Он показывает артиллерийскую батарею и отлично сохранившейся огромный авиационный склад необычной овальной конструкции, с массивными ребристыми стенами из металла, напоминающего внутренности космического корабля пришельцев - из-за него и возникли предположения, что здесь тайно ремонтировали подводные лодки. Надписи на стенах на немецком и русских языках. Повествует о том, что в годы Советской власти крепость была превращена в огромный склад боеприпасов, оружия и химических веществ. Многие тоннели и входы в помещения замурованы и засыпаны землей:
"Немцы, когда обследовали крепость и видели предупреждающую надпись на стене: "Осторожно, иприт", не пытались взорвать либо как то проникнуть в такое замурованное помещение. Они боялись, что газ начнет распространяться либо все взорвется. До сих пор, все это хранится в тайных подземных складах", - говорит Юрий Леонидович, - и рассказывает о "расстрельном капонире", когда во время боев, советские солдаты остались в одном из небольших укреплений – и немцы не смогли их оттуда выбить – вот так строил Тотлебен. И только подогнав танк, и расстреливая сооружение в упор, оккупанты вынудили наших бойцов выйти.

Современная трагедия
"К сожалению, этот уникальный памятник мирового значения медленно, но верно разрушается. Государство на выделяет ничего, для его хотябы сохранения. Сооружения из камня, мосты, рвы и тоннели приходят в упадок. Разросшееся деревья уничтожили почтовую дорогу и напрочь преградили путь к уникальному водоему, который служит людям до сих пор. Большой урон приносят любители легкой наживы: охотники за металлом, камнем, птицами. Зона памятника занимает более 400 га, и нет даже забора. Вредят летние пожары, мы вызываем МЧС,- но машина не может даже добраться до зоны огня – сплошные заросли самосева. По моему мнению, государство должно принять волевое решение, что делать с такими сооружениями: либо вкладывать деньги, показывать их людям и сохранить для потомков, либо законсервировать до лучших времен. Можно обратиться к зарубежному опыту. Например, в некоторых странах такие крепости и замки государство продает частнику за бесценок, с целевым назначением – не переоборудовать и не строить другие объекты. И ревностно за этим следит. Владелец вкладывает свои деньги, сохраняет памятник, показывает туристам. В таких случаях, никаких миллионов частник не зарабатывает – он все вкладывает в объект, но спокойно живет, кормит свою семью, платит достойную зарплату работникам и не думает уехать из своей страны", - высказал свое мнение Юрий Белик.
По его словам, на территории крепости можно разработать много разных маршрутов, сделать конный туризм, проводить реконструкции боев, приглашать небольшие прогулочные яхты, которые могут швартоваться у Минного причала, разработать экстрим-маршруты. Привлекать волонтеров-знтузиастов в качестве экскурсоводов на небольшие участки, позволить посетителям поработать в крепости в качестве археолога, исследователя – при этом посетитель оплатит такую услугу.
-Мы стараемся сохранить и благоустроить крепость своими силами,- продолжил Юрий Леонидович,- разработали новые маршруты, расчистили несколько дорог, строим зоны отдыха. К сожалению, очень мало керчан посещают этот памятник, а ведь он находится в черте города. От конечной остановки маршрута №6 – четыре километра. Возможно, нужно продлить маршрут общественного транспорта до крепости. Но мы не унываем, будем и дальше показывать посетителям нашу гордость и постараемся сохранить этот уникальный памятник, созданный Эдуардом Тотлебеном.

МАРШРУТЫ
Действующий: "Форт Тотлебен" - 2-2,5 часа, стоимость 50 гривен
Действующий: "Виленский люнет", с возможностью захода в Форт. 2,5 часа, стоимость 60 гривен.
Новые маршруты:
1. Обзорная. "Крепость Керчь" (сокращенная версия основного маршрута "Форт Тотлебен") 1 час.
2. Обзорная. "Караульная служба в крепости. История крепости". До 1,5 часа.
3. Для школьников. "Пешеходная тропа юного пластуна", "Детский городок" до 1,5 часа.
По предварительным заявкам:
4. Фортификационные особенности крепости Керчь.
5. Подземные сооружения.
6. История береговых укреплений.
7. Археологические памятники у мысов Ак-Бурун и Павловский.
8. "Подводная Одиссея".
9. "Архитектурные шедевры оборонительного зодчества".
10. "Дендропарк".
11. "Дисбат".
Новость на сайте «allKerch» / Керчь / 2012-05-22T09:14:00+03:00 / 606
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405