TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

Крепость «Керчь» нуждается в поддержке государства

Источник «Kerch.FM» / фото - «kerch.fm» 17.05.2012 08:56
Крепость «Керчь» нуждается в поддержке государства Крепость «Керчь» нуждается в серьезном внимании и поддержке со стороны властей, - об этом сообщил заведующий отделом охраны археологических исследований Керченского историко-культурного заповедника Юрий Белик. По его словам, заповедник делает все возможное, чтобы сохранить уникальный памятник фортификационного зодчества, но чтобы крепость сохранить для потомков, нужна помощь государства.


До сих пор продолжается разминирование площади крепости, из-за этого некоторые туристические маршруты продолжают оставаться запланированными на бумаге. Показать можно многое – но без соответствующих вложений и титанического труда крепость «Керчь»так и будет оставаться наполовину дикой территорией, заросшей молодой порослью, - говорит признанный эксперт.

Юрий Белик показывает расчищенную дорогу: раньше здесь был бурелом. Необходимость очистить подъездные пути возникла давно: еще прошлым летом, когда в районе крепости горела степь, спасатели МЧС выдали предписание заповеднику обеспечить расчистку для проезда машин.

Когда начали расчищать – вмешались проверяющие службы, и музейщиков наказали за вырубку. Заведующий отделом охраны археологических исследований говорит: расчищать дороги и территорию крепости необходимо. Когда в 1863 году приступили к постройке крепости под руководством директора инженерного департамента генерал-адъютанта Э. Тотлебена, таких буйных зарослей на территории крепости не было и не планировалось. Молодые рощицы выросли в конце 90-начале 21 века, это самосев, который разросся из-за невозможности поддерживать должный порядок на протяжении последних лет.

По словам Юрия Белика, дороги нужны и посетителям: время проведения экскурсии по крепости достигает 2,5 часов. Далеко не все туристы хотят передвигаться по маршруту пешком. Многие приезжают на машинах, и если бы дороги на территории крепости были в порядке, можно было бы организовать передвижение машин от объекта к объекту. Более того: в крепости «Керчь» существует короткий маршрут, который идеально подходит для пенсионеров, ветеранов и людей с ограниченными физическими возможностями. Понятно, что проехать по бурелому на инвалидной коляске попросту невозможно.

Еще один туристический маршрут по-прежнему ждет своих посетителей. Из-за того, что несколько зданий на территории заповедника долгое время находились в аренде, керчанам и гостям города был закрыт доступ к «Минной стенке» – уникальному памятнику конца 19 века. Сейчас здесь находится рыбодобывающая бригада, которая арендовала здания у Фонда имущества Крыма.

Юрий Белик показывает береговую батарею. Свое название «Минная стенка» получила давно: здесь происходила погрузка и выгрузка боеприпасов, которые поставляли на крепость морем. Уникальная особенность – дула пушечных орудий, вмурованных в причал, которые исполняли роль кнехтов при швартовке.

Сюда с удовольствием приходили бы туристы: уникальный вид, который открывается на город, удивляет даже коренных керчан. Только отсюда можно увидеть Керчь с необычного ракурса.

Еще одна задумка музейщиков – организовать подход малых судов к «Минной стенке». Не только керченских, но и крымских: небольшая глубина в этом месте вполне позволяет причаливать небольшим пассажирским катерам, которые могли бы приходить сюда из Феодосии, Судака, Ялты.

«Многие туристы отказываются приезжать в Керчь, потому что дорога из Симферополя утомительна и однообразна. Если бы существовал морской путь, богатый на экскурсии, с посещением крепости «Керчь», люди бы поехали. Предложения такие уже поступают», - рассказал Юрий Леонидович.

Минный причал интересен еще и тем, что именно здесь проходила самая первая в истории города Керчь железная дорога. Узкоколейка шла вдоль побережья, вагоны тогда тянули с помощью лошадей.

Здесь еще предстоит навести порядок, дождаться окончательного решения вопроса с Фондом имущества Крыма и арендатором складских помещений. Это произойдет в ближайшем будущем, - надеются работники заповедника. И тогда «Минная стенка» войдет в новый, уникальный экскурсионный маршрут на крепости «Керчь».

Заведующий отделом охраны археологических исследований Керченского историко-культурного заповедника Юрий Белик провел небольшую экскурсию для читателей сайта kerch.fm. Поверьте: ни одна публикация, ни один видеосюжет или фоторепортаж не передадут очарования форта Тотлебен. Здесь надо побывать самому. Мы можем лишь показать некоторые объекты, которые входят в экскурсионные маршруты.

Один из интереснейших объектов – бронированные ворота крепости. Это не сварная конструкция, все держится на заклепках. Тяжелые ворота большую часть временны были закрыты, для того, чтобы солдаты могли свободно перемещаться, была предусмотрена небольшая калитка. Поскольку створки бронированных ворот необычайно тяжелые, внизу предусмотрены специальные ролики.

Толстые стены арки ворот снабжены специальными нишами. В случае осады крепости в эти ниши вставлялись тяжелые балки, между которыми насыпали дробленый камень. После этого пробить брешь в воротах было практически невозможно.

О подземных ходах (потернах), в Керчи ходят легенды. Люди говорят, что существует подземный ход от крепости до таманского берега. На самом деле, это не так, - говорит Юрий Белик. Длина самой протяженной потерны в крепости составляет 600 метров. Это удивительные подземные ходы, в которые и сейчас, спустя полторы сотни лет, потрясают воображение. Не оставляют равнодушными и галереи казематов. Здесь поддерживается постоянная температура и влажность воздуха, а благодаря специальным колодцам на потолке, по галереям можно передвигаться без фонаря: путь экскурсантам освещают столбы дневного света.

Никого не оставляют равнодушными здания казематов. Некоторые из этих помещений были складскими, в остальных жили солдаты. В каждом каземате могли размещаться по мобилизационному списку 60 человек, однако в действительности здесь размещалось меньше людей. Эти казематы фактически являлись ДОТами: здесь солдаты могли защищаться без поддержки извне. Попасть сюда можно было только через южные и северные ворота, а также через подземные переходы.

Фактически, - говорит Юрий Белик, - это прототип цитаделей – старых замков, которые знакомы всем по историческим фильмам и романам. Благодаря инженерному искусству архитектора, казематы были полностью приспособлены для жизни людей: даже в самый жаркий день здесь температура колеблется в пределах 12 градусов. Для обогрева тут находились специальные печи. Вокруг казарм создана система галерей, которые обеспечивают необходимый режим влажности, предотвращают возможность выдавливания грунта внутри казармы. Также они являлись аварийными проходами: в случае обвала основных подходов, через галереи можно вывести людей.

На крепостных стенах сохранилось много надписей. Некоторые еще дореволюционные, есть надписи, относящиеся к периоду второй мировой войны. Часть из них оставили советские солдаты, часть – немецкие, которые находились в крепости «Керчь» во время оккупации города.

Одну из надписей научные работники нашли случайно, после того как обвалился слой штукатурки, нанесенной в послевоенные годы. Эта надпись датируется 1941 годом, она была сделана до наступления немецких войск на Керчь:

«Помни, что болтун – это пособник врага, это вражеский преступник, который вольно или не вольно помогает фашистским извергам в отождествлении их подлых и коварных замыслов. Если болтает твой товарищ, останови его, не думай ни минуты».

Юрий Белик рассказывает: в годы войны крепость оккупировали дважды: в декабре 1941 года первая оккупация закончилась, а в мае 42-го оккупация началась повторно. До 19 мая наши войска пытались здесь держать оборону, в том числе - кубанские казаки 72 дивизии. Они нашли возможность хотя бы ненадолго приостановить наступление противника, и частично эвакуировать солдат, размещенных в керченской крепости. Но уже к 19 мая стало понятно, что защитить этот регион будет невозможно, и наши войска были вынуждены оставить крепость «Керчь». После этого до апреля 44 года она была в руках врага. Немецкие войска использовали ее на полную, - рассказывает Юрий Леонидович, - в береговой части были поставлены орудия. Береговые батареи принимали участие в уничтожении керченско-эльтигенского десанта, и участвовали в уничтожении нашего флота вплоть до 1944 года.

Рассказывая о крепости «Керчь», заведующий отделом охраны археологических исследований Керченского историко-культурного заповедника подчеркивает: здесь можно сделать очень многое. Но последнее слово остается за государством. Именно власти должны принять решение: нужна ли крепость «Керчь» нам и нашим потомкам. Только совместными усилиями можно сохранить уникальный исторический памятник, известный далеко за пределами Украины.
Новость на сайте «Kerch.FM» / Керчь / 2012-05-17T08:56:00+03:00 / 812
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405