TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

Евпатория от 1783 года и до наших дней: как менялся облик приморского города

Источник «Лента новостей Крыма» / фото - «crimea-news.com» 20.04.2023 17:47
Евпатория от 1783 года и до наших дней: как менялся облик приморского города Крымская энциклопедия

Из городка через века

Как присоединение Крыма к России в апреле 1783 года сказалось на развитии полуострова, в том числе в разрезе небольших городов, недавно крымские учёные продемонстрировали в Евпаторийском краеведческом музее. Там по случаю 240-летия судьбоносного для Крыма события провели конференцию «Евпатория: страницы истории», на которой исследователи рассказали о том, как вслед за всем полуостровом менялся социально-экономический и культурный ландшафт приморского города, которому в прошлом веке суждено было стать всесоюзной детской здравницей.

Хлебный «хаб»

Уже в январе 1784 года указом Екатерины II город Гезлев на побережье Каламитского залива был переименован в Евпаторию. Последняя же стала центром одноимённого уезда на западе полуострова.

– Благосостояние города базировалось прежде всего на торговле, – рассказывает учёный секретарь Евпаторийского краеведческого музея Ирина Андриевская. – Прибрежное положение Евпатории способствовало развитию города как торгового порта ещё со времён Крымского ханства. Порт был удобен для хлебной торговли ввиду близкого расположения к реке Днепр и крымским приазовским степям, где выращивались зерновые культуры. Кроме хлеба, через Евпаторийский порт отпускались шерсть овечья, козья, масло коровье, кожа, сыры, сало, железо, войлок, парусное полотно, соль. Все эти товары доставлялись из Таврической, Херсонской, Екатеринославской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Киевской, Нижегородской и Воронежской губерний. Большую часть товаров привозили чумаки на конных подводах. Жители Таврической губернии сами доставляли свой хлеб к Евпаторийскому порту, где он закупался коммерческими комиссионерами. Иностранные товары, ввозимые через Евпаторийский порт, направлялись в Екатеринославскую, Херсонскую, Полтавскую, Харьковскую губернии. Мануфактурные товары турецкого производства реализовывались в Крыму.

По словам исследовательницы, с 1840-х годов объём отпускаемых через Евпаторийский порт товаров снизился из-за ввода в строй в 1835 году Бердянского порта, через который стали вывозить зерно из материковых уездов Таврической губернии.

– Однако по объёму привозной торговли Евпаторийский порт сохранял свои позиции, – уточняет она. – В середине XIX века он хотя и уступал по объёму товарооборота азовским портам, но лидировал среди крымских и продолжал активно участвовать во внешней торговле края.

На пути к здравнице

Ещё древние целители отмечали целебные свойства песка. Например, горячим песком лечил в I веке до нашей эры римский врач Антоний Муса императора Августа Октавиана, у которого были ослаблены мышцы левой ноги. В конце XIX века к исследованию врачевания евпаторийским песком обратился военный врач Николай Парийский. Обосновывая уместность псаммотерапии, как называют этот метод в научном лексиконе, он в 1891 году защитил докторскую диссертацию на тему «Общие естественные песочные ванны и их действие на температуру, пульс, дыхание, потерю веса и осязательную чувствительность».

Завкафедрой истории и правоведения Евпаторийского института социальных наук КФУ имени Вернадского кандидат исторических наук Яна Ивлева утверждает, что именно Парийский заложил научную основу псаммотерапии. По её словам, командированный в военный госпиталь Симферополя из Санкт-Петербурга врач увлёкся изучением лечебных свойств песка на евпаторийском побережье. Здесь он практиковал псаммотерапию при лечении ревматизма.

– Парийский считал, что песок влияет на лечение и морем, и солнцем, он должен быть исследован, – говорит Ивлева. – Николай Васильевич представил целую методику лечения песочными ваннами. Он доказал, что, по сравнению с другими методами лечения, у него меньше побочных явлений, оно менее болезненное. Это направление исследований продолжили его ученики, среди которых было пять докторов наук.

Благодаря Парийскому в 1915 году Первый общероссийский съезд по определению и улучшению лечебных местностей России принял резолюцию, которой официально утвердил Евпаторию курортом и внёс в общегосударственный реестр намного раньше других городов Причерноморья.

С ветерком по курорту

Спустя немногим более века весьма любопытным выглядит сервис такси в дореволюционной Евпатории, до качества которого иным нынешним извозчикам, похоже, ещё расти и расти. Заведующая отделом информационного обеспечения Евпаторийского краеведческого музея Татьяна Семенищева рассказала, что, помимо обязательного трезвого вида, извозчик образца начала прошлого века не мог сидеть или спать внутри экипажа (то есть на пассажирских местах), оставлять без надзора лошадей, навязывать свои услуги прохожим, вымогать плату выше установленной таксы, курить во время езды, а также возить пассажиров, пребывающих в алкогольном опьянении. Более того, по требованию полиции был обязан отвезти задержанного в отделение. Экипаж можно было поймать на улице или заказать на специальной бирже – месте, где собирались лица, занимающиеся извозным промыслом.

– Биржи – это не просто стоянки таксистов на конной тяге, это организованные коллективы, которые управлялись старостами, избираемыми из среды извозчиков, – поясняет исследовательница. – Старосты следили за порядком и чистотой на стоянках. В начале XX века в Евпатории было определено 16 стоянок, где размещалось от четырёх до двадцати извозчиков в зависимости от популярности места и потребности населения. На месте стоянки извозчики обязаны были располагаться в один ряд, как можно ближе к тротуару. Слишком быстрая езда, как и езда наперегонки, запрещалась. В ночное время на пунктах, указанных местной управой, соблюдалось дежурство экипажей.

По словам Татьяны Семенищевой, наёмный экипаж был по карману не каждому жителю и гостю Евпатории. Поэтому по определённым маршрутам в назначенное время курсировали общественные линейки: омнибусы и мальпосты. Плата за поездку на них, например, к Мойнакскому озеру составляла 10 копеек. Мальпост, помимо внутригородских, осуществлял междугородние пассажирские перевозки, попутно доставляя почту.

Кроме того, наличие мелководной бухты позволило уже в 1913 году внедрить в акватории Евпатории катерное сообщение между городом и дачами, которые находились на так называемой шестой линии (на уровне нынешней улицы Полупанова). Одна такая поездка обходилась пассажиру в 20 копеек.
Новость на сайте «Лента новостей Крыма» / Евпатория / 2023-04-20T17:47:00+03:00 / 467
Другие новости / Евпатория
Евпатория
В Евпатории восстановили освещение мемориала «Красная горка»
09.05.2024 10:53
В Евпатории восстановили освещение мемориала «Красная горка»
Информационный портал "Крым 24"
Евпатория
В евпаторийском сквере имени Ленина запустили фонтан
29.04.2024 10:55
В евпаторийском сквере имени Ленина запустили фонтан
Информационный портал "Крым 24"
Евпатория
Трамваи Евпатории с мая будут работать дольше
26.04.2024 17:46
Трамваи Евпатории с мая будут работать дольше
Информационный портал "Крым 24"
Евпатория
В Евпатории очищают побережье от последствий шторма
25.04.2024 10:28
В Евпатории очищают побережье от последствий шторма
Лента новостей Крыма
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405