TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

В Симферополе состоялась премьера спектакля "Дурочка"

Источник «МК в Крыму» / фото - «crimea.mk.ru» 12.12.2022 10:41
В Симферополе состоялась премьера спектакля "Дурочка" Едва стихли аплодисменты, актеры и особенно актрисы унесли осенние букеты в раздевалку, сомнения начали овладевать мною с новой силой. Мне, увы, не удалось посмотреть знаменитый одноименный спектакль театра им. Вахтангова, но несколько постановок по комедиям и драмам Лопе де Веги видел, включая «Учителя танцев» с молодым Александром Голобородько, и видел телеверсии, например прелестную «Собаку на сене» с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским, - так что какое-то представление о принципах инсценировки произведений великого испанца у меня было.

Прочел я и полный текст «Дурочки», - кстати, очень рекомендую проделать то же самое и прошлым, и будущим зрителям этого спектакля Крымского академического русского драматического театра им. Горького.

Да, так насчет сомнений. Вместить типичное полномасштабное произведение эпохи барокко в двухчасовой спектакль с одним антрактом - весьма и весьма непростая задача, некоторые сокращения, при всем пиетете к классику, почти что неизбежны. Вопрос в том, что из блистательных диалогов и целых сценок сокращать, чтобы сохранился и неповторимый авторский стиль, и обрисовка характеров, и логика действия. Так сокращать, чтобы не превратилась блистательная, весьма глубокая, с подтекстами и развитием характеров и с замечательным полем для актерской игры и самовыражения классическая комедия в заурядный водевиль, в котором можно разве что вовсю «актерствовать», радуя публику обрывками диалогов и едва мотивированными коллизиями.

Получился, если не брать во внимание основной и достаточно оригинальный композиционный прием (о нем ниже) водевиль в стиле барокко, разве что с удачным, при такой жанровой перестройке, преобразованием гордого до глупости благородного дона Октавио в менее скованную сословными предрассудками и добросердечную донью Октавию, мило сыгранную в рецензируемом спектакле засл. арт. Украины Инной Аносовой.

Второе большое «внутреннее» преобразование, сведение в один образ некоего Сеньора - и учителя грамматики, и танцев, и манер, - тоже представляется удачным с точки зрения сокращенной инсценировки. И не слишком выпадает из логики действия - прежде всего благодаря исполнительскому мастерству засл. арт. Республики Крым Игоря Кашина.

Кроме того, геометрия Новой сцены КАРДТ (а на нее, полагаю, с самого начала ориентировался постановщик) очень даже не предполагала присутствия и деяния испанских грандов и благородных дам в соответствующих эпохе и статусу нарядах.

И оправдание сокращений и преобразований, переводящих заурядный водевиль в нечто более современное, и решение о размещении на Новой сцене в условных костюмах во многом было возложено на композиционный прием: постановка «Дурочки» поручена как бы некоему европейскому уличному театру. Мол, они «так видят» классику, так - исходя из размеров и возможностей своей труппы, - принимают количество и осуществляют распределение ролей, так, исходя из своего скромного бюджета, одевают актрис и актеров, а вместо декораций используют площадку перед простеньким и сравнительно недорогим, по европейским меркам, городским кафе. С достаточно актуальным ценником в евро и легкой мебелью, а с фотографиями на стенах, полосатыми маркизами над оконными проемами и аляповатым граммофоном в интерьере - в лучшем случае, в соответствии с эпохой фин-де-сьекль. Если Кирилл Еремин, художник-постановщик, намеревался изобразить нечто вневременное, то попытка не кажется особо удачной, скорее эклектичной.

Что ж касается собственно «спектакля уличного театра», то в нем было несколько забавных мизансцен, особенно когда Финея (арт. Валентина Шляхова) и ее служанка Клара (арт. Любовь Климкина) секретничают в импровизированном шалаше, были вполне приличные танцы, некоторые - даже с испанским акцентом, в постановке засл. деятеля искусств АРК Ольги Чеховой, или была четко режиссированная перекличка донов и слуг с игровой площадки на высокий балкон. Что же касается главных героев, Лисео и Лауренсьо (арт. Андрей Пензин и Владислав Молдованов), которым в исходном тексте Лопе де Веги было достаточно возможностей для убедительного отыгрыша духовных преобразований, то в инсценировке им больше приходилось опираться на слова третьих лиц и благожелательность публики.

А вот с исполнительницами главных женских ролей, «умницы» Нисы и «дурочки» Финеи (арт. Радмила Фадеева и Валентина Шляхова), то с ними возникла проблема иного рода. Оригинального текста «Дурочки» в инсценировке Виталия Таганова им оставлено достаточно, так что возможностей и изобразить особенности характера, и колоритно отыграть большинство сценок, и показать некоторую духовную эволюцию у них было достаточно. И они всем этим воспользовались в полной мере, а если еще добавить, что танцевали они едва ли не лучше всех, то можно было бы говорить об актерских удачах и постановочных достоинствах. Но… Ниса и особенно Финея, не только по ремаркам и тексту, но и по логике всех коллизий спектакля - совсем юные девушки. Актрисы же - вполне зрелые, весьма интересные женщины с развитыми аппетитными формами, а Ниса еще и одета в элегантный брючный костюм, подчеркивающий упомянутые достоинства.

Можно, конечно, сослаться на специфику «уличного театра» с его заведомо (в массовом представлении) крайне ограниченным составом труппы. Но едва ли условный «режиссер уличного театра» сделал бы такой выбор, причем в отношении обоих персонажей, - исходя из реально представленного публике набора исполнительниц.

Любят у нас комедию, благожелательно стараются не замечать натяжек и просчетов в спектаклях, тем более что сохраненные диалоги и сцены из произведения великого мастера безошибочно вызывают и смех, и даже комедийные, и даже облегченные до водевиля переживания. Но настоящий праздник от представления «уличного театра» не состоялся.
Новость на сайте «МК в Крыму» / Симферополь / 2022-12-12T10:41:00+03:00 / 267
Другие новости / Симферополь
Симферополь
В кинотеатре в центре Симферополя сотрудники МЧС проводят учения
26.03.2024 10:55
В кинотеатре в центре Симферополя сотрудники МЧС проводят учения
Информационный портал "Крым 24"
Симферополь
В симферопольском парке зацвела первая магнолия
22.03.2024 10:27
В симферопольском парке зацвела первая магнолия
Лента новостей Крыма
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405