TAVRIKA.SU
Новости
ГлавнаяСевастопольСимферопольЯлтаКерчьЕвпаторияАлуштаКрымИнтересные

В керченском лапидарии покажут знаки-тамги

Источник «KERCH.COM.RU» / фото - «kerch.com.ru» 11.09.2017 11:42
В керченском лапидарии покажут знаки-тамги 15 сентября 2017 г. в лапидарии (ул. Р. Люксембург 24/14) в 16 часов состоится открытие временной выставки в рамках цикла «Музейные древности» под названием «Знаки-тамги». Вход на открытие выставки бесплатный.

Тамга — это знак собственности. Происхождение тамг связывают с клеймением скота: нанесением метки раскаленным железным инструментом на теле овец и лошадей. К концу железного прута («крючку») под прямым углом крепилось ажурное изображение тамги определенного клана. Собственную тамгу могли иметь только знатные и богатые люди, а находившиеся в их подчинении соплеменники ставили метку на самые разные предметы для обозначения принадлежности скота, земельных угодий и т. д. своему хозяину. Несомненно, тамга использовалась и как оберег в качестве символа сакральной мощи конкретного коллектива, защищающего своего представителя.

Тамги уже полтора столетия привлекают внимание не только профессиональных исследователей, но, так или иначе, — каждого человека, хотя бы бегло впервые их увидевшего. Эти не изученные до конца знаки производят сильное эмоциональное воздействие на зрителей и притягивают своей загадочностью, неким скрытым в них смыслом. Неудивительно, что подчас даже серьезные исследователи издавна и по сей день являются сторонниками самых различных романтических версий их интерпретации: магические символы, нерасшифрованные пиктограммы и т.п.

Тамги впервые появились на Боспоре с приходом сарматов. Поэтому в научной литературе до конца XX века они всегда упоминаются как «сарматские знаки». Мир иранских народов древности, как оседлых, так и кочевых, дал человечеству немало важных культурных достижений и до сих пор обладает для многих определенной привлекательностью. Пожалуй, наследие кочевого племенного мира в лапидарной коллекции представляют только лишь эти «загадочные» знаки, которым предстоит стать экспонатами выставки.

Личные тамги боспорских царей иллюстрируют родовую преемственность. Представленные на выставке тамги боспорских правителей Савромата II и Рискупорида III (КЛ-110, КЛ-2133) (которые, по данным эпиграфики, определенно являлись соответственно отцом и сыном) состоят из двух знаков: нижний – знак отцовского клана: «триденс» (вероятно, трезубец Нептуна, поскольку боспорские цари ведут свою родословную от Евмолпа, сына Нептуна); верхняя часть знака – символ материнского клана. Сохраняя форму отцовского знака, тамги Савромата II и Рискупорида III видоизменяются в верхней части, что, вероятно, указывает на принадлежность царей различным кланам по материнской линии.

Царский знак Тиберия Юлия Евпатора, вырезанный на боковой грани стелы (КЛ-2189), также отличается очертаниями верхнего знака двусоставной тамги в виде дельты, увенчанной разветвляющимися окончаниями (дельта – первая буква имени царицы Динамии, внучки Митридата Евпатора и матери Тиберия Юлия Евпатора).

На плите со множественными знаками (КЛ-101) начертаны, помимо прочих, две разновременные тамги, относящиеся к кругу клана Рискупорида III (210–222 гг. н.э.) и Рискупорида VI (314–342 гг. н.э.). Видимо, плита была установлена на каком-то сакральном участке, который был местом почитания/посещения различных сарматских племен на протяжении довольно длительного времени (более века).

Выставка приоткроет малоизученную страницу истории Боспора позднеантичного периода, проиллюстрировав местное варварское («сарматское») влияние на культуру боспорских греков.
Новость на сайте «KERCH.COM.RU» / Керчь / 2017-09-11T11:42:00+03:00 / 406
TAVRIKA.SU
Крымский портал
Контакты admin@tavrika.su vk.com/id271481405